Характеристика умений и возможностей ребенка в возрасте 1-3 месяцев

2 Декабрь , 2014

загрузка...

Как известно, новорожденный большую часть суток спит (до 20 — 22 часов) и ест (6-7 раз). Во время бодрствования пеленать малыша не нужно, оставляйте свободными его ручки и ножки.
Движения ребенка случайные и беспорядочные, он не в состоянии поднять голову и удержать ее в вертикальном положении. Руки и ноги согнуты во всех суставах и прижаты к телу, ладони сжаты в кулачки. Это объясняется тем, что до 3-месячного возраста тонус мышц-сгибателей рук и ног повышен.
Насколько быстро на смену беспорядочным и бесцельным движениям рук и ног придут движения осмысленные, будет зависеть от того, как быстро и успешно разовьется мускулатура, необходимая для таких движений. Но, самое главное, это зависит от того, насколько быстро разовьются сенсорный и моторный разделы мозга, которые контролируют такие движения.
С момента рождения У малыша имеются врожденные двигательные рефлексы — безусловные рефлексы.
К числу врожденных рефлексов относятся пищевые (сосание, глотание, слюноотделение); рефлексы положения (позы) и расположения частей тела (в первые 6 месяцев жизни в горизонтальном положении на весу ребенок отклоняет голову в корригирующую сторону, то есть в положении на животе — назад, на спине — вперед, на правом боку — влево, на левом — вправо, поворот таза вызывает у ребенка движение головы и верхней части тела в ту же сторону); защитно-оборонительные (поворот или поднимание головы в положении на животе у ребенка первых недель жизни).
Каждый раз, когда ладони ребенка раскрыты и их слегка касается какой-то предмет, срабатывает хватательный рефлекс, и малыш сжимает кулачки.
Один из рефлексов (расположение частей тела) может быть использован для развития у детей свободной позы во время сна, что имеет большое значение для полноценного отдыха и развития ребенка.
Многочисленные наблюдения за детьми показали, что свободное расположение ног зависит от положения рук: если малыш, лежа на спине, кладет руки за голову, то ноги свободно выпрямляются. Если же ребенок прижимает руки к груди, то ноги при этом, как правило, притягиваются к животу.
Чтобы малыш спал в свободной развернутой позе, перед сном положите его руки за голову.
Во время бодрствования рекомендуется чаще перекладывать малыша на живот. Такое положение позволит ему раньше начать поднимать и удерживать голову, поворачивать ее в разные стороны, изучая окружающий мир.
Положите его лицом вниз. Беспорядочные вначале движения руками и ногами постепенно станут осмысленными.
С момента рождения у ребенка имеется ряд кожных рефлексов: при раздражении кожи некоторых частей тела ребенок совершает определенные движения. При рефлексе Галанта ребенок дугообразно выгибает тело при поглаживании кожи вдоль позвоночника; феномен ходьбы — при прикосновении стопами к опоре ребенок делает шаговые движения; феномен ползания — при прикосновении к подошвам младенца тот отталкивается ногами и «ползет». Эти врожденные рефлексы сохраняются некоторое время, до 3-4 месяцев.
В первые месяцы жизни ребенка, когда у него сохраняется физиологический гипертонус мышц-сгибателей конечностей, необходимо использовать только те рефлексы, которые связаны с разгибанием. На этом принципе основаны все активные упражнения, направленные на самостоятельные движения малыша.
Ласковый разговор с ребенком вызывает «комплекс оживления» — беспорядочные движения руками и ногами, размахивание ими. Это очень полезная реакция, так как стимулируется развитие движений, направленных от центра тела. Как можно чаще общайтесь с малышом.
К концу 1-го месяца жизни ребенок останавливает взгляд на лице взрослого. У малыша появляется первая улыбка.
В течение 2-го месяца малыш, лежа на животе, начинает поднимать голову, поворачивать ее в стороны, наблюдать за движущимися крупными предметами. Улыбается, когда над ним наклоняется взрослый.
В возрасте 3 месяцев ребенок уже может поворачиваться со спины на бок и иногда во время своих беспорядочных движений, закинув одну ногу за другую, оказывается на животе. Поэтому будьте осторожны и не оставляйте малыша без присмотра там, где, повернувшись, он может упасть.
Главной целью ежедневных занятий с ребенком является уравновешивание тонуса мышц-сгибателей и разгибателей рук и ног. Для этого необходимо следующее:
— частое общение и ласковые разговоры с ребенком, которые стимулируют «комплекс оживления»;
— пеленание, не стесняющее движений ребенка;
— частое выкладывание ребенка на живот;
— ежедневные теплые ванны и плавание;
— легкий поглаживающий массаж всего тела;
— стимулирование активных движений ребенка, связанных с работой мышц-разгибателей, что происходит благодаря врожденным рефлексам.
Во время занятий будьте внимательны к своему ребенку и постоянно за ним наблюдайте. Все упражнения делайте бережно, начинайте медленно и спокойно, постепенно переходя к следующим этапам.


Обсуждение закрыто.