Как понять, что ребенок готов идти в школу: 3 критерия

Как понять, что ребенок готов идти в школу: 3 критерия

Сентябрьские линейки с шарами и букетами отгремели, и школьники уже полноценно втянулись в учебный процесс. Если ваш ребенок не пошел в этом году в школу, и вы сомневаетесь, будет ли он готов покинуть садик в следующем, то вам пригодятся наши советы. Попробуем разобраться, какие критерии готовности к школе предлагают психологи родителям будущего первоклассника.

Оптимальный возраст для школы

Школа нужна детям не только для получения базовых и углубленных знаний об объективных явлениях в мире, но и для важнейшего процесса – социализации. Новые знакомства, первые попытки дружить, робкие шаги в узнавании других людей и себя, рефлексия, непривычные обязанности и роли – все это становится частью учебного процесса между строк, в контексте и по мере адаптации.

Согласно закону, ребята могут идти в школу с 6 до 8 лет. Из-за такой разбежки получаются классы, где есть дети иногда на целый год старше и младше друг друга. Для одних первоклашек такая разница почти не чувствуется, когда ребенок развивается быстрее своего возраста или, наоборот, когда чувствует себя комфортно с теми, кто на ступень младше. Для других детей контраст психологического развития сверстников может быть существенным. 

Проверить, насколько готово ваше чадо постигать азы наук за школьной партой, можно на собеседовании в выбранном учебном заведении. Но лучше, если вы устроите проверку дома, аккуратно наблюдая и делая выводы. В 6 лет с детьми происходят многие изменения –как минимум, физиологические трансформации или перемены в психике. В этом возрасте начинается формирование логического мышления, которое отныне будет играть важнейшую роль в обучении.

Предлагаем вам три критерия, по которым можно понять, есть ли трудности в подготовке к школе и устранимы ли они без специалиста. 

Оптимальный возраст для школы
Оптимальный возраст для школы

Мотивация

Мотивация должна отражать желание ребенка посещать школу. Он пока не знает, что это такое, но по вашим рассказам может сделать выводы о том, интересно ли это место или скорее пугает. В идеале дошкольник должен проявлять нетерпение и демонстрировать предвкушение. Если он посещал садик, то нужная мотивация уже вложена в него в ходе образовательных и творческих занятий в группе. Таким деткам проще принять факт, что скоро они будут находиться в кругу ровесников и с чужой учительницей вместо мамы.

В другой ситуации, когда ребенок не ходил в садик, у него не выработалось понимание того, каково это – находиться вдали от членов своей семьи по несколько часов в день. Интерес к школе у него будет снижен. Ваша задача рассказать ему о том, насколько увлекательно будет ходить в школу, общаться с другими ребятами, учиться писать и читать, рисовать и клеить, ходить на прогулки и ездить в поездки. Проводите осторожные беседы в игровой форме, не стращая и не давя на маленького человечка.

Мотивация ребенка считается находящейся на нормальном уровне, если он может ориентироваться на результат (и получать удовольствие в процессе достижения цели), готов добиваться результата даже через препятствия и сложности, использовать свои знания и контролировать импульсивность.

Мотивация
Мотивация

Эмоциональное развитие

Для школы важен уровень эмоционального интеллекта ребенка и его усидчивость. К 6-7 годам он уже демонстрирует терпение, концентрируется на одном занятии, даже если ему не очень нравится делать что-то.

Проверить терпение просто: предложите своему чаду занятие, которое ему не особо интересно, но и не слишком сложно. Может, он протрет тарелки, помогая маме после обеда? Или почистит вареные яйца к завтраку? Не хочет ли он пораскрашивать? Вы можете просто понаблюдать, как ведет себя ваш сын или дочь, когда вы стоите на кассе или ждете очереди в командной настольной игре. Считается, что ребенок может идти в школу, если он способен сидеть за одним делом дольше 20-30 минут.

Интеллект и моторика

Третий критерий – уровень умственного развития и моторики. С точки зрения оценки, это самый простой способ понять, насколько ребенок готов переступить порог учебного заведения. Любое нарушение заметно сразу, а значит, с ним можно начинать работать. Важно оценить способность фиксировать взгляд на определенной строчке при чтении, выводить буквы более-менее ровно, читать по буквам и по слогам, воспринимать информацию и озвучивать ее пересказ, понимая смысл. Важно и то, как ребенок организует свое свободное время. Не скучно ли ему с самим собой? Чем он предпочитает развлекаться?

Занимаясь творчеством вместе с ним, обратите внимание на то, как он управляется с канцелярскими принадлежностями. Конечно, никто не ждет от первоклашки умения обращаться с лобзиком или клеевым пистолетом, но неплохо, если он уверенно держит ручку в рабочей руке правильно. Умеет резать? Прекрасно, даже если он делает это неровно. Навык есть, а развивать его будет проще, чем привить с нуля.

Интеллект и моторика
Интеллект и моторика

Вести в школу или нет?

Если вы понимаете, что по возрасту ваш ребенок может идти в школу, но он не отвечает некоторым критериям, то перед вами встанет выбор: отдать его в класс, и будь что будет, или же подержать дома, активно занимаясь, самостоятельно и с привлечением репетитора. Важно понимать, что, отдав в школу ребенка, которые не готов ни морально, ни интеллектуально, вы должны будете дать ему намного больше поддержки и времени. Вам нужно будет запастись терпением и выделять время для занятий. Сбросить ответственность за свое чадо на учителя, а потом требовать от него блестящих оценок, не получится. Первая образовательная инстанция – это вы, родители.

Оцените, сможете ли вы сами готовить малыша к школе, хватит ли занятий в рамках детского садика или же вам нужна помощь педагога со стороны. Чтобы снизить стресс в первый день школы, несколько раз до дня Х прогуляйтесь с малышом, сходите к школе и понаблюдайте за учащимися. Расскажите ребенку о своих воспоминаниях и приключениях в ваши 6 лет, о том, что дала вам школа, покажите веселых детей на стадионе. Пообщайтесь с дитем, спросите, что его тревожит, чего он боится и что еще он чувствует по поводу первого класса. Придя домой, поиграйте в школу, создав маленькую игровую модель реальности. А когда все же волнительный день настанет, обязательно обсудите впечатления от линейки и первого урока – рефлексия в равной степени важна и ему, и вам.