Социализация ребенка начинается в семье и продолжается в коллективах ровесников – в детском саду и школе. Тяга к общению является нормой для активного ребенка и удовлетворяет его потребность в одобрении референтной группы. Но что делать, если ваш маленький школьник не может найти друзей и тяготится одиночеством? В чем причины, и как родителям помочь ребенку влиться в коллектив?
Самой частой причиной детского одиночества становятся сами родители и их поведение: гиперопека, трепетное отношение к ребенку (сдувание пылинок), запрет на общение с ровесниками (такие мамы обычно отволакивают свое чадо от других детей в песочнице и не пускают ребенка в гости), ограничение самостоятельности, отсутствие возможностей для формирования адекватной самооценки ребенка. Все эти явления могут влиять на коммуникацию ребенка со сверстниками, не давать ему раскрыться в общении.
Кроме родительских просчетов, могут быть и иные причины неуверенности среди других детей. Например, малыш замкнут и стеснителен, пуглив, мнителен.
Еще один фактор – это детская среда. Нередко даже младшие школьники бывают жестокими, не умеют знакомиться и строить доверительные отношения. Нынешние дети легче разбираются в компьютерах и планшетах, нежели в дружбе. У них меньше уровень эмпатии, а значит, им сложнее сопереживать и заботиться о чувствах ближнего.
Взрослым нужно начать работать над формированием доброжелательности у ребенка с двух лет. Читайте сказки, учите сочувствовать героям и давать шанс злодеям, спрашивайте, как поступил бы маленький слушатель на месте персонажа, стройте теории, что мог чувствовать каждый из участников истории. Некоторые мамы и папы, опасаясь за жизнь и здоровье детей, приучают их относиться к незнакомым настороженно и враждебно, что создает почву для трудностей в общении. Безопасность важна, запрет на разговоры с незнакомцами и принятие подарков от кого-либо в отсутствие родителей имеет место быть, но забивать открытость миру и людям в ребенке не стоит.
Каждый ребенок развивается самостоятельно, имеет индивидуальные особенности, и это связано не только с нервной системой, но и с адаптивностью, гибкостью психики, условиями формирования личности.
Примерно с четырех лет уровень важности контактов с ровесниками возрастает. Если ваш дошкольник или школьник проявляет агрессию к однокашникам, грустит из-за отсутствия друзей или демонстрирует нежелание общаться с ними, идет в сад или школу без радости, не звонит приятелям, не зовет никого в гости (или же ему не звонят и не зовут), предпочитает одиночные игры и занятия, то, вероятно, у него есть сложности с налаживанием контакта. Любые увлечения – компьютер, чтение, рисование – это прекрасно, пока не замещает живое общение. Если замещает, значит, для ребенка это способ избежать реальности, эскапизм.
Важно строить отношения с детьми в доверительной тональности, транслировать им идею того, что к вам они могут прийти всегда и с любой проблемой – вы на одной стороне. Поощряйте увлечения ребенка, спрашивайте не только, как дела, но и как он себя ощущает. Если сложности очевидны, можно привлечь детского психолога или походить на семейную терапию, попробовать прогрессивные техники – арт-терапию, к примеру, или общение с лошадями.
Часто мамы и папы отправляют дошкольника в сад, чтобы там он социализировался и научился дружить. Что делать, если ему там не нравится?
Обычно родители уверены: привыкнет, да и сложности пойдут на пользу. Они не ориентируются на истинные потребности ребенка, а проецируют свои ожидания и понятия, что правильно. Спросите лишний раз малыша, куда бы он хотел сходить, нравится ли ему сад / кружок / секция, как ему, если рядом нет мамы, чего он боится. Узнавайте о том, кто его окружает: как зовут воспитателя, ругается ли она или добрая, как ведут себя детки, что было интересного днем.
Часто на сложности, кажущиеся неразрешимыми, малыш отвечает компенсаторными фантазиями. Чтобы он не уходил вглубь себя, нужно помогать ребенку рассказывать о переживаниях, не обесценивая («Ой ну что там у тебя уже случилось?»), разделяя с ним его волнения, помогая рационализировать их и выработать сценарии решения. Расскажите, какими вы были в детстве, как и с кем дружили. Развеселите сына или дочку историей о себе маленьком. Если нужно, переведите его в другой класс или сад – терпеть очевидные неудобства не нужно.
Запомните важные фразы для беседы с ребенком:
Такие слова помогут ребенку чувствовать себя принятым, ощущать поддержку и внимание, верить в себя. Он должен в каждый момент времени понимать: с ним все в порядке, он нормальный, не дефектный, не плохой. Он может отличаться и быть другим, но это не делает его изгоем.
Если вы не даете ему и шага ступить самостоятельно, не пускаете в школу одного, боясь транспорта / маньяков / болезней, не пускаете в гости под предлогом, что вы не знаете семью Васи или Пети, если вы потакаете всем хотелкам ребенка и откупаетесь игрушками, то ребенок растет в оторванности от реального общения с ровесниками. В играх всегда находится один школьник, который до слез обижается, что никто не хочет играть по его правилам, и не терпит чужих побед. В жизни все не так: нужно уметь играть в команде, проигрывать, уступать, убеждать, находить компромиссы, иногда подчиняться и брать лидерство на себя.
Дети копируют поведение матери и отца – первых значимых для них фигур. Корректировать поведение детей можно на собственном примере: вместо поучительного тона выберите доверительный, расскажите, как сами знакомились в детстве и с какими тетями и дядями вынуждены общаться по работе и делам сейчас. Подскажите, как можно разрешать конфликты, не теряя достоинства.
Разрешайте ходить на Дни рождения и чаепития. Если беспокоитесь, познакомьтесь с родителями одноклассников ребенка, привозите и забирайте сами, не отказывайтесь от совместных поездок за город, будьте открыты к взрослым.
Не меняйте часто школы и адреса, потому что из-за постоянных переездов ребенку будет трудно поладить с другими детьми.
Если смотрите мультфильмы и кино, выбирайте те, в которых обыгрывается тема дружбы. Обсуждайте и делайте вместе выводы. Со стороны проще проанализировать чье-то поведение и опыт, а затем перенести на себя.
Существуют навыки, которые помогают детям осваиваться в новых коллективах, а помочь их получить и развить могут мама и папа.
Развивайте эмоциональный интеллект ребенка с детства – он поможет ему не только в школе, но и во взрослой жизни. Учите говорить прямо: я обижен, я злюсь, ты меня раздражаешь, я тебя люблю, но теперь я сердит.
Очень важно, чтобы ребенок умел защищать свои личные границы, говорить «нет» вежливо и твердо, а также с достоинством принимать отказ. Ребенок должен понимать, что люди имеют право соглашаться или оставаться при своем мнении, как и он сам.
Пусть в вашем доме будет много качественного юмора без злой иронии и насмешки. Учите ребенка слушать и переспрашивать, уточнять, адекватно реагировать на чьи-то выпады.
В каждый момент времени ребенок должен понимать: вы его любите всегда, таким как есть, и даже если именно сейчас сердитесь или недовольны, он вам все равно очень дорог.