Зачем вашему ребенку свободное время?

Зачем вашему ребенку свободное время?

Иной раз может показаться, что наши дети заняты куда больше, чем мы сами. Они идут в школу, после нее мальчики отправляются на футбол, хип-хоп или английский, а девочки – на балет, в изо-студию или на скрипку. Вечером – уроки, диктанты, бассейн. По выходным – репетитор. Нужно ли ребенку так много активностей? В статье мы разберемся, почему так важно оставить детям время на жизнь и счастливое детство.

Дисциплина – путь к неврозу

Родители считают, что ребенок тотально не умеет распоряжаться своим временем. Поэтому задачей номер один становится загрузить его максимально полезно и продуктивно.

У маленького человека не остается выбора того, как именно организовать свободные часы после школьных уроков. Папа, например, точно знает, что ему интересна качалка, мама – что ей было бы любопытно украшать торты мастикой или делать цветы из фоамирана. Их дети вынуждены идти туда, куда их записали родители, не всегда могущие отличить свои амбиции от детских.

Четкая организация времени воспитывает дисциплину. Качество неплохое, но со временем становится причиной невроза. Кому, как не взрослым, знать, как трудно делать вопреки желанию то, что «надо»?

Подавляя нежелание, стремясь не расстроить маму и папу, боясь быть осужденным и лишиться родительской любви, ребенок становится невротиком, обрастая заниженной самооценкой, комплексом отличника, перфекционизмом и другими проблемами. Он привыкает заслуживать любовь своими достижениями. Его самодисциплина с годами превращается в трудоголизм. Он вынужден искать одобрения извне даже в свои 30 лет, имея собственный бизнес и недвижимость в столице, ведь внутри он по-прежнему второклашка с кучей внеклассных кружков.

Дисциплина – путь к неврозу
Дисциплина – путь к неврозу

Ребенок не должен воплощать ваши мечты

«Ты маленький и не понимаешь, насколько тебе пригодится математика в будущем». «Я не учила в свое время английский и потом отдала кучу денег на курсы». «Будь благодарен, что тебя записали на атлетику – мальчик должен быть выносливым». Эти фразы говорят о родительских проекциях, когда нереализованные желания из их детства перенаправляются на ребенка, который должен осуществить это за них самих.

Может, стоит подождать и предоставить малышу выбор? Он обязательно найдет то, что интересно ему, но только как он может это сделать, если едва успевает поесть супа перед шахматами, как уже нужно мчаться на сольфеджио? Не нужно стремиться к всестороннему развитию: ваш ребенок и так разносторонний: у него есть желания и цели, мысли и идеи, а вот времени на их реализацию нет.

Время для себя и своих размышлений

Давая свободу детям, вы открываете ресурс для творчества. Ребенок вынужден спрашивать себя: а что мне нравится? Чем я займусь теперь? Какое дело мне по душе?

Зная, что у него есть время для себя, он будет учиться его распределять и планировать. И куда эффективнее, чем когда загружен кружками, на которые его отведет бабушка и с которых заберет папа, контролирующий время и никогда не опаздывающий.

Скоро свободный школьник скумекает, что для того, чтобы успеть порезвиться во дворе до момента, как мама позовет домой, нужно быстро сделать домашнее задание. Следующим открытием станет то, что сделать это нужно не только оперативно, но и качественно, ведь иначе придется переделывать в ущерб свободному времени. И это – истинная самодисциплина: мотивация, планирование, ответственность.

Если у ребенка по расписанию сегодня рояль, то он не допустит в голову мыслей, чем бы он хотел заняться вместо этого. Он, скорее всего, будет просто думать, как ему лень, как же хочется кушать, и вообще, вот бы папа случайно забыл его на заднем сидении.

Ребенок не должен воплощать ваши мечты

Время для себя и своих размышлений

Отдых – время наедине с собой

Дайте ребенку ощутить прелесть ничегонеделания. Нам, взрослым, приходится уговаривать себя, что отдых – это смена деятельности. А дети пусть учатся…балдеть. После пяти лет начинается возраст фантазий. Дети начинают глубоко размышлять, анализировать поступки, представлять истории и вспоминать случившееся с ними, пытаясь мысленно изменить ситуацию. Это помогает им делать выводы и учиться на ошибках.

Если ваше чадо лежит на ковре с задумчивым видом, не надо его дергать и отправлять в магазин, помочь бабуле, написать диктант или доделать аппликацию. Не нужно стоять над душой, ведь вам и самим не нравится, когда ваши мысли прерывают бытовыми вопросами. Когда ребенок отвлекает вас от книги, вы раздражаетесь. Поверьте, то, что происходит сейчас в голове вашего сына или дочери куда интереснее любой книги.

Не мешайте. Лучше потом аккуратно спросите, о чем он думал, и возможно, заслужите бесценное доверие стать слушателем. И тогда, спустя годы, когда все ваши друзья будут сетовать на замкнутость своих подростков, вы сможете с удивлением и любовью вдруг понять: ваше чадо вам доверяет, не считает врагом или инопланетянином, и делится происходящим в его жизни, несмотря на свой переходный возраст.

Отдых – время наедине с собой
Отдых – время наедине с собой

Как распорядиться временем ребенка?

Ответ – никак! Он сам должен распоряжаться своим временем, а вы можете его только направить. Не стоит расслабляться и полностью отказываться от занятий, позволяя ребенку часами сидеть в планшете, но и душить плотным графиком тоже ошибка.

Не сравнивайте своих детей и чужих. Если сын вашей коллеги с удовольствием ходит в художку, это не значит, что и ваш будет в восторге штриховать муляжи яблок. Вашему ребенку может нравится посещать курсы программирования для школьников, а соседского мальчишку хлебом не корми, дай погонять в футбол с пацанами. Дети разные, и в этой разности – величайший смысл.

Больше времени проводите вместе. Иногда занятостью ребенка мама и папа маскируют свою, испытывая чувство вины за то, что семья почти не собирается вместе. Спланируйте общее занятие или поездку, приготовьте необычный ужин вместо похода к репетитору, разрешите пропустить разок бассейн и пойти на День рождения друга.

Знакомьте с разными видами деятельности, но не давите. Показывайте мир и давайте выбрать. Для малыша будет куда ценнее покататься на велосипедах с вами, чем провести время в спортивной секции. Если он захочет стать чемпионом, академиком, балериной, переводчиком – он об этом скажет сам. А ваша задача – услышать и принять его выбор, каким бы он ни был.