Сентябрьские линейки с шарами и букетами отгремели, и школьники уже полноценно втянулись в учебный процесс. Если ваш ребенок не пошел в этом году в школу, и вы сомневаетесь, будет ли он готов покинуть садик в следующем, то вам пригодятся наши советы. Попробуем разобраться, какие критерии готовности к школе предлагают психологи родителям будущего первоклассника.
Школа нужна детям не только для получения базовых и углубленных знаний об объективных явлениях в мире, но и для важнейшего процесса – социализации. Новые знакомства, первые попытки дружить, робкие шаги в узнавании других людей и себя, рефлексия, непривычные обязанности и роли – все это становится частью учебного процесса между строк, в контексте и по мере адаптации.
Согласно закону, ребята могут идти в школу с 6 до 8 лет. Из-за такой разбежки получаются классы, где есть дети иногда на целый год старше и младше друг друга. Для одних первоклашек такая разница почти не чувствуется, когда ребенок развивается быстрее своего возраста или, наоборот, когда чувствует себя комфортно с теми, кто на ступень младше. Для других детей контраст психологического развития сверстников может быть существенным.
Проверить, насколько готово ваше чадо постигать азы наук за школьной партой, можно на собеседовании в выбранном учебном заведении. Но лучше, если вы устроите проверку дома, аккуратно наблюдая и делая выводы. В 6 лет с детьми происходят многие изменения –как минимум, физиологические трансформации или перемены в психике. В этом возрасте начинается формирование логического мышления, которое отныне будет играть важнейшую роль в обучении.
Предлагаем вам три критерия, по которым можно понять, есть ли трудности в подготовке к школе и устранимы ли они без специалиста.
Мотивация должна отражать желание ребенка посещать школу. Он пока не знает, что это такое, но по вашим рассказам может сделать выводы о том, интересно ли это место или скорее пугает. В идеале дошкольник должен проявлять нетерпение и демонстрировать предвкушение. Если он посещал садик, то нужная мотивация уже вложена в него в ходе образовательных и творческих занятий в группе. Таким деткам проще принять факт, что скоро они будут находиться в кругу ровесников и с чужой учительницей вместо мамы.
В другой ситуации, когда ребенок не ходил в садик, у него не выработалось понимание того, каково это – находиться вдали от членов своей семьи по несколько часов в день. Интерес к школе у него будет снижен. Ваша задача рассказать ему о том, насколько увлекательно будет ходить в школу, общаться с другими ребятами, учиться писать и читать, рисовать и клеить, ходить на прогулки и ездить в поездки. Проводите осторожные беседы в игровой форме, не стращая и не давя на маленького человечка.
Мотивация ребенка считается находящейся на нормальном уровне, если он может ориентироваться на результат (и получать удовольствие в процессе достижения цели), готов добиваться результата даже через препятствия и сложности, использовать свои знания и контролировать импульсивность.
Для школы важен уровень эмоционального интеллекта ребенка и его усидчивость. К 6-7 годам он уже демонстрирует терпение, концентрируется на одном занятии, даже если ему не очень нравится делать что-то.
Проверить терпение просто: предложите своему чаду занятие, которое ему не особо интересно, но и не слишком сложно. Может, он протрет тарелки, помогая маме после обеда? Или почистит вареные яйца к завтраку? Не хочет ли он пораскрашивать? Вы можете просто понаблюдать, как ведет себя ваш сын или дочь, когда вы стоите на кассе или ждете очереди в командной настольной игре. Считается, что ребенок может идти в школу, если он способен сидеть за одним делом дольше 20-30 минут.
Третий критерий – уровень умственного развития и моторики. С точки зрения оценки, это самый простой способ понять, насколько ребенок готов переступить порог учебного заведения. Любое нарушение заметно сразу, а значит, с ним можно начинать работать. Важно оценить способность фиксировать взгляд на определенной строчке при чтении, выводить буквы более-менее ровно, читать по буквам и по слогам, воспринимать информацию и озвучивать ее пересказ, понимая смысл. Важно и то, как ребенок организует свое свободное время. Не скучно ли ему с самим собой? Чем он предпочитает развлекаться?
Занимаясь творчеством вместе с ним, обратите внимание на то, как он управляется с канцелярскими принадлежностями. Конечно, никто не ждет от первоклашки умения обращаться с лобзиком или клеевым пистолетом, но неплохо, если он уверенно держит ручку в рабочей руке правильно. Умеет резать? Прекрасно, даже если он делает это неровно. Навык есть, а развивать его будет проще, чем привить с нуля.
Если вы понимаете, что по возрасту ваш ребенок может идти в школу, но он не отвечает некоторым критериям, то перед вами встанет выбор: отдать его в класс, и будь что будет, или же подержать дома, активно занимаясь, самостоятельно и с привлечением репетитора. Важно понимать, что, отдав в школу ребенка, которые не готов ни морально, ни интеллектуально, вы должны будете дать ему намного больше поддержки и времени. Вам нужно будет запастись терпением и выделять время для занятий. Сбросить ответственность за свое чадо на учителя, а потом требовать от него блестящих оценок, не получится. Первая образовательная инстанция – это вы, родители.
Оцените, сможете ли вы сами готовить малыша к школе, хватит ли занятий в рамках детского садика или же вам нужна помощь педагога со стороны. Чтобы снизить стресс в первый день школы, несколько раз до дня Х прогуляйтесь с малышом, сходите к школе и понаблюдайте за учащимися. Расскажите ребенку о своих воспоминаниях и приключениях в ваши 6 лет, о том, что дала вам школа, покажите веселых детей на стадионе. Пообщайтесь с дитем, спросите, что его тревожит, чего он боится и что еще он чувствует по поводу первого класса. Придя домой, поиграйте в школу, создав маленькую игровую модель реальности. А когда все же волнительный день настанет, обязательно обсудите впечатления от линейки и первого урока – рефлексия в равной степени важна и ему, и вам.