Средний медицинский работник на участке

3 Февраль , 2015

загрузка...

В нашей стране принят участковый принцип медицинского обслуживания населения. Он заключается в том, что за каждым лечебно-профилактическим учреждением закреплена определенная территория с определенным числом населения. В то же врем» указанная территория для амбулаторно-поликлинических  учреждений  подразделяется  на  врачебные участки.
На промышленных предприятиях участком является цех или в целом небольшой завод, в зависимости от числа рабочих, занятых на работе на этом предприятии.
В сельской местности фельдшерско-акушерский пункт также имеет участок обслуживания. Свой участок имеют средние медицинские работники сельских участковых больниц и т. д.
Работники Санитарно-эпидемиологического профиля также имеют свои участки.
Городской врачебный участок является составной частью территории обслуживания поликлиники.
Число врачебных участков зависит от мощности поликлиники и количества обслуживаемого населения. Каждый участок должен обслуживать не более 3000 взрослого населения.
Участковый врач и прикрепленный к нему средний медицинский работник обслуживают постоянное население своего участка, что способствует ликвидации обезлички в медицинском обслуживании населения. Они отвечают за здоровье обслуживаемого населения, проводят лечебно-профилактическую и санитарно-гигиеническую работу.
Благодаря участковому принципу обслуживания населения участковый врач фактически становится домашним врачом. Большой контакт с жителями участка позволяет ему и его помощникам лучше осуществлять лечение, профилактику осложнений,   содействовать оздоровлению бытовой  обстановки  больных.
Задача среднего медицинского работника на участке заключается в том, чтобы принимать меры к снижению заболеваемости и смертности населения путем своевременного выявления больных, проведения большой профилактической работы. Для этого надо хорошо знать количество проживающего населения, его возрастной, половой и профессиональный состав. Как правило, на территории городского врачебного участка проживает определенное число лиц, прикрепленных к другим лечебно-профилактическим учреждениям (железнодорожники, рабочие промышленных предприятий, научные работники и др.). Эти лица тоже обращаются в эту поликлинику, но значительно реже, чем другие.
Необходимо также хорошо знать, каковы жилищно-бытовые условия населения, проживающего на участке. Нередко некоторая часть населения живет и работает на территории участка, поэтому необходимо также знать и производственные условия этих людей.
Знание точного числа населения на участке, которое обслуживается данной поликлиникой, необходимо для того, чтобы правильно планировать профилактическую работу на участке.
Средний медицинский работник городского врачебного участка по указанию врача посещает больных на дому, выполняет необходимые процедуры (ставит банки, делает инъекции, измеряет артериальное давление и т. д.) при необходимости проверяет выполнение заключительной дезинфекции.
Деятельность среднего медицинского работника на участке значительно облегчается, если он совместно с врачом подготовит из числа населения санитарных активистов, которые во всех начинаниях являются его помощниками. Санитарные активисты подбираются в основном из числа грамотных, энергичных домашних хозяек и пенсионеров.
Предварительно врач и средний медицинский работник должны обучить своих активистов. Наиболее эффективной формой подготовки санитарных активистов, помимо индивидуальных занятий по программе санитарного минимума, является обучение в университетах здоровья или в школах здоровья, где слушатели  получают систематизированные знания  по определенной программе,
Опираясь на своих активистов, врачу и его помощнику значительно легче проводить на участке День здоровья, организовывать медицинские осмотры населения, постоянно быть информированным о возникновении инфекционных заболеваний на участке и т. д.
Значительную роль в деятельности медицинских работников участка играет хорошо поставленная работа по диспансерному наблюдению населения.
Диспансерный метод внедрен в повседневную деятельность всех лечебно-профилактических учреждений страны. С каждым годом он совершенствуется, расширяются   показания  и   контингента, подлежащие  диспансеризации.
Со всеми однопрофильными больными врач и средний медицинский работник проводят групповые беседы о том, что собой представляет их заболевание, какой режим они должны соблюдать в питании, труде и отдыхе. Они также принимают меры по, улучшению трудовых и бытовых условий жизни больных, при необходимости способствуют переводу больных на более легкие работы, улучшению их квартирных условий и т. д.
В связи с улучшением жилищно-бытовых условий населения появилась возможность не всех больных помещать в больницу, а организовать на участке так называемые стационары на дому. При этом медицинские работники систематически посещают и лечат больного. Таким больным на время болезни выдаются из поликлиники предметы ухода (термометры, грелки, судна, кислородные подушки и др.). В ряде поликлиник страны при необходимости таким больным приносят на дом бесплатное питание, медикаменты, меняют постельное и нательное белье. При этом средний медицинский работник постоянно следит за санитарно-гигиеническими условиями в квартире больного, чистотой в комнате, где лежит больной, выполнением им режима, назначенного врачом, и т. д.
С организацией стационара на дому появилась возможность сократить отказы в госпитализации больных в больнице. Привычная окружающая больного домашняя обстановка создает для него благоприятные условия к скорейшему выздоровлению. Правильная организация стационаров на дому является значительным  резервом в  улучшении  медицинского обслуживания населения.
Для организации специализированной медицинской помощи больным туберкулезом, злокачественными новообразованиями, кожно-венерическими, психоневрологическими заболеваниями в нашей стране созданы специальные лечебно-профилактические, учреждения — диспансеры.
Диспансер — это однопрофильное специализированное учреждение. В нем имеются поликлиническое, а нередко и стационарное отделение. В основу работы всего коллектива диспансера положен диспансерный метод обслуживания населения, основанный на активном раннем выявлении, лечении больных, оздоровлении трудовых и бытовых их условий. Все диспансеры также строят свою работу по участков по территориальному принципу.
Большую роль в оздоровлении больных играет постоянный патронаж в домашних условиях. Поэтому в штате диспансера предусмотрены должности патронажных сестер. Патронажные сестры диспансера следят за выполнением режима работы и отдыха больными в домашних условиях, за тем, как они принимают назначенные лекарства, проводят с больными беседы на санитарно-просветительные темы, следят за своевременной явкой больных к врачу диспансера.
Под руководством врачей в зависимости от профиля диспансера патронажные сестры проводят большую профилактическую работу на участке. Они изучают трудовые и жилищно-бытовые условия больных, принимают меры к их оздоровлению, через местные советские органы, администрацию и профсоюзные организации, где работает больной, добиваются улучшения условий труда и быта больного, например предоставления больным соответствующей жилплощади, рационального их трудоустройства, при необходимости обеспечения диетпитанием, санаторно-курортным  лечением  и  т. д.
По участковому принципу обслуживается также детское население.
Детская поликлиника обслуживает детей от рождения до 14 лет включительно.
Детская поликлиника проводит профилактические и противоэпидемические мероприятия среди детского населения, проживающего на территории, которую обслуживает поликлиника, направленные на охрану здоровья детей, снижение их заболеваемости и смертности. Медицинский персонал оказывает детям квалифицированную медицинскую помощь как в поликлинике, так и на дому, проводит диспансерное наблюдение за здоровыми и больными детьми, Коллектив поликлиники изучает физическое развитие, состояние здоровья, заболеваемость и смертность детей, проживающих на территории ее обслуживания; организует лечебно-профилактическую работу в школах, домах ребенка, детских домах, детских садах и яслях.
На участке детской поликлиники персонал осуществляет ранний и систематический патронаж новорожденных, наблюдает за правильностью нервно-психического и физического развития детей, проводит профилактические прививки, организует и проводит среди родителей и детей старшего возраста санитарно-просветительную работу с использованием радио, стенной и многотиражной печати. Для точного знания количества детей, проживающих на территории обслуживания детской объединенной больницы, участковые средние медицинские работники периодически проводят переучет детей путем подворных обходов, а также путем получения сведений из загса.
Признано, что врач-педиатр со средним медицинский работником должны обслуживать на участке не более 1000 детей, так как только при этом условии^ можно их обеспечить квалифицированной лечебно-профилактической помощью. На каждого ребенка, проживающего на участке обслуживания детской поликлиники, врач и медицинская сестра заполняют «медицинскую книжку ребенка», которая постоянно находится у матери. Медицинские работники при каждом посещении ребенка на дому вносят свои записи. При этом отмечают его физическое, нервно-психическое развитие, выполнение режима вскармливания, вносят данные о проведенных профилактических прививках, перенесенных ребенком заболеваниях, особенно инфекционных, проведении туберкулиновых проб и т. д,
Большое значение в работе детской поликлиники придается деятельности патронажной медицинской сестры. Основная задача патронажной сестры состоит в том, чтобы заблаговременно научить мать, каким образом то^ранить здоровье будущего ребенка, создать вокруг него хорошую санитарно-гигиеническую обстановку. Для этого патронажная сестра должна посетить семью еще до рождения ребенка, объяснить родителям, как необходимо организовать условия жизни новорожденного и режим его вскармливания. Она также учит мать, как предохранить ребенка от заражения острыми инфекционными заболеваниями, болезнями дыхательных путей и, что особо важно, — не допустить заболевания рахитом и туберкулезом.
Сестра должна завоевать уважение со стороны родителей, только в этих условиях она сможет эффективно проводить все мероприятия, связанные со здоровьем ребенка. Поведением в семье и своим внешним видом сестра должна служить примером для родителей ребенка. Халат и руки сестры должны быть всегда безукоризненно чистыми, платье выглажено, обувь вычищена, волосы подобраны под косынку. Сестра должна постоянно расширять свой кругозор и деловую квалификацию, читать специальную и художественную литературу с тем,  чтобы быть грамотным советчиком для родителей.
Патронажная сестра должна хорошо ориентироваться на своем участке, знать расположение улиц, нумерацию домов, какие учреждения находятся на ее участке, а также хорошо знать санитарно-эпидемиологическую обстановку на участке — все это помогает ей с высокой эффективностью обслуживать детей.
Патронажная сестра посещает новорожденного на дому в первые 2—З дня после его выписки из родильного дома, В последующем сестра должна систематически посещать ребенка до тех пор, пока она и врач не удостоверятся в том, что уход за ребенком, его вскармливание и режим организованы правильно, а сам новорожденный развивается нормально без каких-либо патологических отклонений. Сестра всегда является ближайшим советчиком родителей ребенка по вопросам ухода за ним и соблюдения необходимых гигиенических требований в семье.
Патронажная сестра участвует также в подборе детей для направления в ясли. Постоянно работая с маленькими детьми, сестра не должна исключать из сферы своего внимания и детей более старшего возраста — дошкольников и школьников.
В случае заболевания новорожденного патронажная сестра принимает меры к его госпитализации и убеждает в необходимости этого мероприятия родителей, которые не всегда охотно отдают своих детей в больницу.
Наилучшим фактором, влияющим на снижение показателя детской смертности, является возможно ранняя госпитализация больного новорожденного ребенка.
Основной задачей патронажной медицинской сестры, как и всех медицинских работников нашей страны, является необходимость принятия всех зависящих от них мер по снижению детской смертности и в особенности наиболее ранимого возраста — детей до 1 года.
Высокий^гражданский долг и дело чести медицинских работников, обслуживающих детей, — не допустить ни одного случая детской смертности на участке.
При обнаружений на дому у больного ребенка инфекционного заболевания врач совместно с патронажной сестрой организует своевременную его госпитализацию в стационар. При этом тотчас же заполняют бланк экстренного извещения об инфекционном больном пересылают его в районную санитарно-эпидемиологическую станцию. О заболевании ребенка также немедленно сообщают в школу (детский сад, ясли), которую данный ребенок посещает. При необходимости врач устанавливает в них карантин, а патронажная сестра наблюдает за состоянием здоровья детей,   находящихся  на  карантине.
От хорошо налаженной работы патронажной сестры зависит здоровье детей, проживающих на участке.
При чтении лекций или беседы фельдшер, акушерка или медицинская сестра при изложении своего материала должны говорить о сложном просто и доходчиво. При этом необходимо избегать чрезмерно упрощенного изложения, что может повести к искажению действительности.
Неотъемлемым условием санитарного просвещения является правильный подбор материала. Прежде всего содержание любой лекции или беседы должно быть целенаправленным и отвечать той задаче, которую поставил перед собой лектор. Наряду с использованием литературного материала необходимо иметь данные из жизни того коллектива, которому читается та или иная лекция (например, травматизм, отравления, борьба с алкоголем и т. д.). Жизненные примеры делают лекцию более убедительной и привлекают внимание слушателей.
Санитарное просвещение — один из важных факторов, который может способствовать снижению заболеваемости на участке, так как только грамотные в санитарно-гигиеническом отношении люди могут правильно вести себя при тех или иных заболеваниях.
Поэтому очень важно, чтобы тематика лекций диктовалась не просто из той конкретной обстановки, которая сложилась или может возникнуть на участке. Выявить эту обстановку помогает анализ заболеваемости на участке. После того, как будет установлено, что удельный вес какого-то заболевания стал увеличиваться, необходимо использовать все возможные виды санитарного просвещения для того, чтобы объяснить населению элементарную симптоматику данного заболевания и меры по его профилактике. Таким образом, только знание уровня и характера заболеваемости и травматизма среди населения участка может подсказать медицинским работникам тематику лекции или беседы, Слово фельдшера или акушерки будет нацеливать внимание слушателей к принятию мер по борьбе с заболеваемостью. Это следует взять за основное правило при проведении всей санитарно-просветительной работы.
Сообщение слушателям некоторых признаков заболевания необходимо прежде всего для того, чтобы больные своевременно обращались за медицинской помощью.
Одним из наиболее распространенных и основных методов санитарного просвещения является лекция или беседа. Прежде, чем выступать, средний медицинский работник проводит определенную подготовительную работу — свои мысли он излагает на бумаге.
Существуют три вида документов, которые могут быть созданы в процессе подготовки к выступлению: план, тезисы и конспект лекций.
План — это перечень вопросов, подлежащих освещению в лекции в том порядке, в каком они будут излагаться лектором. Тезисы — кратко изложенные основные положения лектора. Обычно их пишут для представления в учреждение, которое руководит работой лектора, Тезисы раскрывают содержание лекции. Этим тезисы отличаются от плана.
Составление полного текста лекций облегчает подготовку к выступлению; однако надо так пользоваться этим текстом, чтобы он не связывал лектора. Не следует пугаться отступлений от текста, которые вызываются особенностями различных аудиторий. При наличии полного текста лекции целесообразно иметь и конспект лекции.
Конспект — это памятка лектора. Он представляет собой план, дополненный материалами; цитатами, цифрами, примерами, ссылками на наглядные пособия и т. д. Некоторые приемы оформления конспекта делают его более удобным для абсолютного большинства лекторов. Главнейшим из этих приемов является то, что конспект рекомендуется писать на отдельных листках на одной их стороне. Удобство подобной записки заключается в том, что при последующих выступлениях на эту же тему лектор может легко пополнить свой материал новыми данными. Обычно лектор не скрывает от слушателей того, что он пользуется конспектом, и по мере изложения материала, написанного на данной странице, отодвигает ее в сторону (в этом преимущество письма на одной стороне листа).
Разумеется нельзя с начала до конца читать свой конспект, устроив фактически громкую читку своего материала. Необходимо использовать его для того, чтобы не сбиться с последовательного изложения материала и для восстановления в памяти основных цифр или цитат. В основном лектор должен смотреть на аудиторию, чувствовать ее настроение и соответствующим образом реагировать.
Рекомендуется конспект писать так, чтобы с одного взгляда увидеть то, что необходимо. Для этого следует писать разборчивым, аккуратным почерком, основные места выделять крупными буквами или подчеркивать красным карандашом, при этом следует найти наиболее удобное для автора расположение материала на каждой страничке конспекта.
В целом весь материал обычно делят на три основные части. В первой, краткой, части фельдшер или медицинская сестра рассказывают о том, какое значение имеет данная тема для слушателей. Вторая, основная, часть лекции посвящается изложению основного материала. И третья — выводы.
Основным правилом при проведении санитарно-просветительной работы на участке является максимальное вовлечение населения в число санитарных активистов. Поэтому в заключительной части любой лекции, беседы необходимо обратиться к слушателям с предложением всячески помогать медицинским работникам с тем, чтобы практическими делами способствовать борьбе с заболеваниями, травматизмом, борьбе за чистоту на работе, дома и т. д.
Необходимо добиваться такого положения, чтобы после хорошей беседы, лекции фельдшера, акушерки, медицинской сестры среди слушателей выявлялись люди, готовые помочь медицинским работникам на участке, люди, которые могли бы быть проводниками элементарных санитарно-гигиенических знаний среди населения.
Желательно лекцию, беседу сопровождать наглядными пособиями (муляж, схема, диапозитив, фильмоскоп, эпидиаскоп и т. д.) или пользоваться ученической доской и мелом — чертить схемы, цифры и т. д. Все это делает сообщение более доступным для слушателей и лучше запоминается.
После изложения материала обычно к лектору обращаются с вопросами, на которые он обязан ответить. Если это была беседа, то обычно вопросы задаются в процессе изложения материала и тут же на них отвечают. При лекции вопросы задают письменно в течение лекции и устно после нее. В том и другом случае лектор в самом конце своего выступления отвечает на вопросы слушателей. Если выступающая медицинская сестра, фельдшер, акушерка или врач не может ответить на тот или иной вопрос, то следует не стесняться сказать слушателям, что некоторые положения, касающиеся этого вопроса, будут уточнены и в следующую встречу будет дан исчерпывающий ответ. К последующей лекции или беседе необходимо прочесть соответствующую литературу и ответить на заданный вопрос.
Распространенным методом санитарного просвещения является метод печатного слова — брошюра, журнал, книга, листовка, бюллетень, памятка, стенная газета, лозунг и т. д.
Следует рекомендовать населению участка приобретать их в киосках и книжных магазинах.
Долг каждого медицинского работника — быть проводником и распространителем   санитарно-профилактической   литературы   среди   населения   участка.
Третьим основным методом санитарного просвещения является так называемый наглядный метод. Под этим методом подразумевается показ моделей, муляжей, макетов, диаграмм, плакатов, фотографий, схем, рисунков и т. д. При этом методе основным является то, что зрительный образ может дать представление о каком-либо вопросе в целом.
Наряду с использованием наглядного метода во время лекции или беседы он широко применяется и самостоятельно, в особенности это относится к плакатам.  Различают два  их вида — агитационный и пропагандистский.
Агитационный плакат всегда ярок и в краткой форме дает представление о каком-либо принципиальном вопросе, касающемся здоровья людей. Например, «Чистота — залог здоровья». При этом в крупном плане изображается пышущая здоровьем девушка или молодой человек во время водной процедуры.
Пропагандистский плакат требует вдумчивого отношения, так как в нем зачастую представляются научно обоснованные данные, нередко с цифровым материалом, с несколькими рисунками. Они исполнены в менее ярких тонах, но всегда впечатляют. Существуют и другие разновидности плакатов.
Обычно плакаты вывешивают на виду в общественных местах участка с наибольшим скоплением людей. Однако следует помнить, что нельзя чрезмерно злоупотреблять обилием плакатов в одном помещении, так как они при этом теряют свою остроту и действенность.
Четвертым комплексным методом санитарного просвещения, одномоментно охватывающим наиболее обширную аудиторию на участке, является радио и кино. Их возможности поистине безграничны, в особенности это относится к кино. Здесь можно одновременно использовать все описанные выше методы и довести до зрителя то, чего невозможно сделать, пользуясь каким-либо одним методом санитарного просвещения.
Средним медицинским работникам рекомендуется читать лекцию по местной радиотрансляционной сети на заводе, совхозе или колхозе, санитарно-просвети-тельные фильмы показывать после общественных собраний в клубах и кинотеатрах.
Санитарному просвещению в нашей стране уделяется большое внимание, так как оно способствует формированию материалистического мировоззрения у наших людей. Поэтому всем медицинским работникам необходимо добиваться постоянного подъема санитарной культуры населения на своем участке. Это является своеобразным качественным показателем их деятельности на участках.
Специфика труда медицинского работника, его постоянное общение с людьми на участке требует от фельдшера, акушерки и медицинской сестры особой доброты, душевной теплоты и обходительности со всеми людьми, с которыми ему приходится сталкиваться в жизни и, конечно, в особенности с больным человеком.
Нетактичное поведение, грубость, невнимание к запросам и нуждам больных не совместимы с высоким званием советского медицинского работника. Душевное отношение к больному со стороны всех медицинских работников должно способствовать скорейшему его выздоровлению.
Медицинский работник нашей страны по велению сердца, а не из-за какой-либо выгоды оказывает щедрую медицинскую помощь. Прийти на выручку попавшему в беду человеку — это не просто дело личной чести врача, фельдшера и медицинской сестры, а их государственный, социальный долг. В любое время дни и ночи, в любых метеорологических и географических условиях они спешат на зов больного.
Нередко медицинские работники без приглашения приходят к больным своего участка и интересуются, все ли здоровы, дают полезные советы, к которым чутко прислушиваются окружающие.
Моральный облик советского медицинского работника определяется социалистическим строем, моральным кодексом строителя коммунизма.
Деятельность советских медицинских работников среди населения на участке, в лечебном учреждении должна служить примером понимания своего высокого долга перед народом в борьбе за его здоровье.


Обсуждение закрыто.