У ребенка неудача: как помочь справиться?

У ребенка неудача: как помочь справиться?

Все люди иногда терпят поражения и сталкиваются с неудачами, но если взрослый человек адаптивен и может простить себе неуспех, то ребенок любое, даже крошечное, фиаско переносит болезненно, теряя веру в себя. Как родители могут помочь малышу пережить неудачу в школе или в общении со сверстниками, внушить веру в себя и поднять самооценку – читайте ниже.

Истоки неуверенности

Неуверенность возникает на месте сомнений в своих знаниях, навыках или возможностях. Она может выражаться замкнутостью, страхом общения с другими людьми и публичных выступлений, прокрастинацией и снижением успеваемости.  

Приступив к делу, неуверенные в себе дети начинают сомневаться и рисуют в своей голове худшие, провальные сценарии. Это мешает им начать и попробовать. Задача родителей и педагогов в том, чтобы научить ребенка принимать свои неудачи как опыт и не терять веры в себя.

Стоп-фразы: что никогда нельзя говорить ребенку?

  • Это элементарно

Ошибкой было бы сравнивать ваши умственные способности, навыки и опыт с только формирующимся навыком ребенка. Для него это сложно – и точка. Своим «Это же просто!» вы обесцениваете его проблему, заставляете думать, что он тупой и неспособный. Скорость реакции можно наработать, но гораздо важнее – понимание сути, умение мыслить. Если для этого вашему ребенку нужно немного больше времени, чем его сверстникам, это не значит, что он глупый и ленивый.

Стоп-фраз
Стоп-фраз
  • Все дети как дети

«Все дети как дети, а ты…» – эта фраза косвенно сообщает ребенку: они все лучше тебя, ты отличаешься, ты не такой, а значит, ты хуже. Сравнения с одноклассниками или детьми знакомых не мотивируют, а вызывают злость, обиду и неуверенность. Показывайте личный прогресс ребенка – это важнее.

  • Лентяй / плакса / двоечник

Повесить негативный ярлык проще некуда, а вот снимать его ребенку придется всю жизнь. Оценочные фразы могут неочевидно травмировать школьника, и он начнет занижать свое мнение о себе самом, обесценивая свои усилия, как это сделали его родители.

Как реагировать на неудачи?

  1. Плохая оценка

Последнее, что стоит делать в этой ситуации – это кричать и ругаться. Важнее выяснить причину, по которой успеваемость съехала. Узнайте, понятен ли ему материал, нравится ли ему учитель, нет ли ссор с одноклассниками. Очень важно транслировать ребенку идею: со всеми неприятностями нужно без страха идти к родителям – они помогут все исправить. Тогда он не станет таить неудачи и прятать дневник. Иногда плохие оценки – сигнал о нехватке внимания.

Ставьте кратковременные цели. Просите его исправить оценку и получать отметки повыше, если это зависит от него. Не делайте за ребенка домашние задания, потому что их выполнение – его личная зона ответственности. Помогать, объяснять, нанимать репетитора, беседовать с учителем – можно.

Поддерживать ребенка историями о том, что троечники становятся успешными во взрослом возрасте – плохая идея.

Как реагировать на неудачи
Как реагировать на неудачи
  1. Предмет не нравится

Часто у детей формируется негативное отношение к урокам, которые непонятны и скучны. Репетитор может исправить это другим стилем подачи, иногда есть необходимость сменить школу. Рейтинг учебного заведения – не показатель того, что там школьнику будет хорошо. Важно, чтобы педагог был интересным и умел вдохновлять детей на изучение мира.

  1. Белая ворона

Ребенку может быть неуютно в детском коллективе. И не важно, это просто одиночество или настоящая травля – важно выяснить причину, почему школьник ощущает себя лишним и не хочет учиться. Начните узнавать информацию с классного руководителя. Дополнительный шаг – беседа с социальным педагогом и психологом.

Помогайте ребенку выстраивать коммуникацию с другими учащимися. Не просите его дружить с кем-то намеренно – он сам должен выбирать себе круг. Чтобы ребенок раскрепостился, можно завести его в театральный кружок или другой клуб по интересам вне школы.

Как привить ребенку уверенность в себе?

  1. Укрепление здоровья

Если ребенок плохо помнит новые слова, не может сконцентрироваться и не запоминает стихи, причинами могут крыться в здоровье: ослабленный иммунитет, дефицит витаминов, нехватка сна, дисбаланс в питании, повышенная тревожность. Проверьте эти моменты и установите грамотный режим дня в семье.

  1. Причастность к урокам

Маленькому человеку важно быть причастным к занятиям. Учитель может весь урок бубнить параграф, и коммуникация будет односторонней, а вот если он станет спрашивать ребят, давать творческие задания вместо зубрежки, стимулировать командную работу, то материал усвоится проще и быстрее. Дома вы можете делать то же самое: делая уроки, подходите к этому не как к каторге, а как к игре.

Как привить ребенку уверенность в себе
Как привить ребенку уверенность в себе
  1. Иностранный язык

Развивайте логическое мышление при помощи иностранного языка. Изучение английского с первого класса помогает ребенку развить внимательность и рациональность, мыслить креативно и говорить на неродном языке уверенно.

Погрузите малыша в языковую среду – слушайте песенки на английском, смотрите мультики с субтитрами, читайте сказки. Не перегружайте ребенка своими амбициями: сейчас английский язык нужен ему для общего развития, а не для обучения в престижном вузе за рубежом.

  1. Игровые методики

Применение геймификации в обучении – эффективный способ мотивировать детей учиться. Викторины, кроссворды, шарады, мини-соревнования – все это помогает детям общаться и придает им уверенности в своих силах.

  1. Свобода творчества

Не запрещайте ребенку самовыражаться. Если ему нравится рисовать во время объяснений учителя, пусть рисует, только объясните ему, что в школе такое могут осудить и сделать замечание. Обеспечьте дома все возможности для творчества: купите грифельную доску или мольберт, не жалейте денег на поделки своими руками, выделяйте время на то, чтобы мастерить что-то вместе с ребенком.

  1. Принятие ошибок

Ошибаться – нормально. Учите школьника принимать собственное несовершенство, исправлять ошибки и не повторять их. Приучите реагировать на корректную и справедливую критику спокойно, делать выводы и не обижаться.

Принятие ошибок
Принятие ошибок
  1. Маленькие победы

Празднуйте с ребенком любую победу, даже самую крошечную. Хвалите правильно: не «молодец», а развернуто и подробно – «мне нравится, как ты сделал…», «здорово, что у тебя получилось…», «я считаю, это очень качественная работа».

Одобрение дает ребенку понимание, что его принимают, что его усилия не напрасны и замечены.

  1. Личная ответственность

Попросите ребенка выполнить ваше поручение. Например, отныне поливать цветы – его обязанность. Объясните и покажите ему, как это делать, но не делайте больше сами. Он должен понимать, что если не выполнит просьбу, то наступят последствия – цветок завянет, мама огорчится. Взятие ответственности за небольшое поручение поможет ему брать ответственность и в других вещах – за свои оценки, успехи, выбор и поведение.

  1. Ораторское мастерство

Умение говорить понятно и красиво поможет ребенку перестать бояться подать голос на уроке и по жизни, научит убеждать и участвовать в спорах без страха быть осужденным и высмеянным. В школе учат базе, тогда как нужно уделять намного больше времени так называемым soft skills – коммуникативным навыкам.

  1. Физический зажим

Моральное напряжение часто отражается на теле. Ребенок может сутулиться, поджимать плечи, прятать руки и на телесном уровне вести себя очень скованно. Чтобы исправить это, приучите его и себя заниматься с утра легкими упражнениями. Это могут быть прыжки под музыку, махи руками или приседания.

Помочь преодолеть неуверенность может опрятный внешний вид. Покупайте хорошую, но не вычурную одежду, чтобы ребенок не чувствовал себя неловко в обществе ровесников, приучайте к личной гигиене, учите смотреть на людей уверенно и с уважением, жать руку (для мальчиков) и принимать комплименты (для девочек), и в целом вести себя с достоинством.

Уверенность в себе взращивается по примеру родителей. Если мама и папа склонны в себе сомневаться, то и дети растут неуверенными и тревожными. А если родители транслируют позитивный взгляд на себя и на жизнь, умеют принимать неудачи легко и учатся на своем опыте, то и младшие члены семьи ощущают себя органично и на своем месте – дома, в коллективе и в этом мире.